Для многих владельцев интернет-магазинов в новинку применять кассовую технику. Поэтому попутно расскажем о некоторых тонкостях применения кассы. Перед началом работы с кассой, вам нужно «открыть смену». Этот термин используется в оффлайн ритейле и означает, что вы сообщаете кассе, что начинаете торговлю. Касса, в свою очередь, фиксирует эту информацию в фискальном накопителе (ФН) и отправляет отчет оператору фискальных данных (ОФД). Смена, как таковая, не может длится более 24 часов. Т.е. вы не можете выбить чек на кассе, если прошло более 24 часов с момента открытия смены. Чтобы соблюсти это правило, нужно закрыть смену до истечения 24 часов, и открыть новую. Кассы, используемые в ритейле не способны этого делать самостоятельно. Нужно программное обеспечение, которое будет посылать команду на закрытие и на открытие смены раз в 24 часа. Зачем такие сложности для дистанционной торговли, ведь для интернет-магазинов касса с точки зрения бизнес-процессов должна работать круглосуточно? Не знаем. Но это правило прописано в 54 ФЗ – п. 2, ст. 4.3.
Согласно п. 1 ст. 4.3. -54 ФЗ, кассу нужно применить по месту осуществления расчета тем же лицом, кто принимает деньги. Если клиент пришел к вам в офис, вы должны рассчитать его сразу после того, как взяли с него деньги за товар или услугу, и выдать ему чек, распечатанный на онлайн-кассе для интернет-магазинов. Если клиент оплатил товар посредством банковской карты (т.е. дистанционно) с вашего сайта, то выдавать ему бумажный чек нет необходимости. Достаточно отправить ему на почту ссылку на фискальный документ, если этого не делает ваш оператор фискальных данных, к которому вы подключились.
Если клиент произвел оплату с сайта или пришел к вам лично и оплатил по месту, здесь все понятно.
Но как быть, если клиент оформил доставку товара с пост-оплатой?
Здесь вариантов несколько. Самый простой – у курьера должна быть своя онлайн-касса, чтобы производить расчет по месту. Но если таковой возможности нет, то в момент взаиморасчета курьер должен запустить онлайн-сервис по формированию чека, чтобы удаленно на онлайн-кассе для интернет-магазина запустить процесс формирования фискального документа. Эта процедура возможна только если ваш клиент согласился получить идентификационную информацию о чеке на свою электронную почту или посредством смс.
С юридической точки зрения этот метод спорный, т.к. с одной стороны п.1 ст. 4.3 – 54 ФЗ обязывает применить кассы по месту осуществления расчета, содержание этого пункта не обязывает носить эту кассу с собой, т.к. курьер применяет эту кассу посредством приложения или онлайн сервиса. В консультациях с ФНС было понятно, что их интересует сам факт применения ККТ, чтобы по результату сделки был выбит чек и отправлен на сервер ОФД. Однако письменное разъяснение по этому вопросу довольно размыто. Возможно, в дальнейшем этот момент пропишут в законе. Если вы используете стороннюю курьерскую службу, и ваш клиент заказал оплату товара по месту, то обязанность применения онлайн кассы ложится на курьера (т.е. на вашего контрагента).
Итак, подобрались к главному вопросу, а именно – «что должно быть напечатано на онлайн-чеке интернет-магазина»? На чеке должны быть следующие реквизиты (следует из п. 1 ст. 4.7):
Примечание:
До 01.02.2021 индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, УСН, ЕНВД, могут не указывать в кассовых чеках и БСО наименование товара (работы, услуги) и его количество (ФЗ от 03.07.2016 N 290-ФЗ).
Также, согласно П. 5 ст. 4.7. в будущем необходимо будет указывать дополнительный обязательный реквизит – “код товарной номенклатуры”. Для какой сферы бизнеса это будет обязательно пока не сообщается, но лучше подстраховаться и прописывать номенклатуру вместе с наименованием товара.
Помните, что если вы пробили лишний чек, это не страшно, всегда можно сделать процедуру «возврата прихода» (на тот случай, если кассир ошибся, или клиент вернул товар и попросил назад уплаченные средства). Если же вы не выбили онлайн-чек при покупке в интернет-магазине, то налоговая в праве наложить на вас штраф (от 2 000 руб. для ИП, от 10 000 руб. для ООО).
Если ваша касса вышла из строя, то после устранения технического сбоя вам необходимо сформировать чек коррекции с суммой неучтенной выручки. Т.е. вы должны скорректировать сумму, которую вам уплатили клиенты интернет-магазина, пока ваша касса была не в работе и вы не пробивали онлайн-чеки. Это следует из «Письма ФНС России от 20.12.2017 N ЕД-4-20/25867».
Все информация о пробитых чеках хранится в базе данных оператора фискальных данных, а также на фискальном накопителе. Вы должны хранить их в течение 5 лет с даты окончания их использования (П.2 ст. 5 параграф 5).